Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (проект НДС)

Специалисты ООО «Эколайт» имеют большой опыт разработки и согласования Проекта НДС.

Согласно Закону №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», каждый субъект хозяйственной деятельности, который является источником загрязнения водных объектов, обязан иметь согласованный проект нормативов допустимых сбросов (НДС).

Проект нормативов предельно допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты выполняется в соответствии с требованиями Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказом МПР России от 17.12.2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» и иных документов.

Порядок разработки и согласования проекта НДС

1. Проведение Инвентаризации сбросов вредных загрязняющих веществ в водные объекты, сбор исходной информации, получение справки гидрологических характеристик и фоновых концентраций загрязняющих веществ водного объекта.

2. Проведение аккредитованной лабораторией лабораторных исследований с получением результатов химических, бактериологических и радиологических анализов загрязненности сточных вод и водного объекта.

3. Расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (расчет нормативов допустимых сбросов, расчеты расходов стоков с разбивкой по месяцам, расчет фактического сброса загрязняющих веществ за последние 5 лет, включая микробиологию) и оформление проекта НДС в соответствии с нормативными требованиями.

Для проектируемых (реконструируемых) объектов проект НДС включает:

— Ситуационный план расположения места выпуска сточных вод
— Общие сведения о водопользователе
— Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды
— Данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки сточных вод
— Гидрологическая и гидрохимическая характеристика водного объекта на участке выпуска сточных вод
— Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта на участке сброса сточных вод
— Данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС
— Данные о расходе сточных вод с характеристикой типа выпуска сточных вод
— Перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных вод
— Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами
— Результаты расчета НДС

Для существующих объектов, осуществляющих сброс сточных вод в водный объект, проект НДС включает:

— Введение;
— Ситуационный план расположения выпуска сточных вод;
— Схема расположения очистных сооружений;
— Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды;
— Данные о составе очистных сооружений, эффективности очитки сточных вод;
— Схема очистных сооружений биологической очистки;
— Данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
— Водохозяйственный баланс водопотребления;
— Гидрологическая и гидрохимическая характеристика водного объекта на участке выпуска сточных вод;
— Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта на участке сброса сточных вод;
— Данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС;
— Данные о расходе сточных вод с характеристикой типа выпуска сточных вод;
— Перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных вод;
— Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами;
— Результаты расчета НДС;
— Данные о фактическом сбросе загрязняющих веществ и микроорганизмов в за предыдущие 5 лет;

Разработка проекта НДС для абонентов отменена, вместо нее разрабатываем план снижения сбросов

С 2019 года проект НДС для абонентов не разрабатывается. Теперь все взаимоотношения между абонентом-водопользователем и предприятием, эксплуатирующим очистные сооружения, принимающим сточные воды от абонентов, производятся напрямую без участия Росприроднадзора. Разрешения на сброс Росприроднадзор больше не выдает.

В соответствии с п. 2 ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ, нормативы состава сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учётом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Расчёт показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, как и порядок установления нормативов состава сточных вод, должен осуществляться в соответствии с «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения» (в настоящее время требуемые для этого положения отсутствуют). В целом, порядок установления нормативов состава сточных вод весьма напоминает порядок установления нормативов водоотведения по составу сточных вод.

Разработка проекта НДС для абонентов, осуществляющих сброс в централизованную систему водоотведения проводится согласно методике, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 г № 333 [1] с изменениями от 29.07.2014 г. в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов», постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 393 «Об утверждении правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

с 1 января 2019 года в соответствии с п. 4 ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ абоненты ЦСВ обязаны разрабатывать и утверждать планы снижения сбросов.

 

План снижения сбросов должен предусматривать одно или несколько из указанных мероприятий (п. 6 ст. 30.1 Закона № 416-ФЗ):

  • Строительство или модернизацию локальных очистных сооружений и (или) очистку сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;
  • Создание систем оборотного водоснабжения;
  • Внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

Срок, отведённый на разработку, согласование и утверждение плана снижения сбросов — 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о перечисленных нарушениях нормативов состава сточных вод.

«План снижения сбросов» до утверждения должен быть согласован: с организацией, осуществляющей водоотведение; с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический надзор (т.е. с территориальным органом Росприроднадзора), если объект абонента подлежит федеральному государственному экологическому надзору; с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (вероятно, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора), если объект абонента подлежит региональному государственному экологическому надзору.

.

СРОКИ

В зависимости от количества водовыпусков, полноты комплекта исходной документации и других исходных данных, ООО «Эколайт» предлагает Вам разработать проект нормативов допустимых сбросов, в срок от 30 дней, при условии предоставления всех данных Заказчиком по Перечню исходных данных и документов, необходимых для разработки проекта НДС. Дальнейший процесс согласования не входит в указанный срок и определяется регламентами работы согласующих органов.

Тем не менее, мы рекомендуем Вам заблаговременно обращаться за разработкой проектной документации в связи с тем, что процесс согласования очень труден и занимает длительное время. При этом в состав проекта НДС, как указывалось выше, включаются анализы сточных вод и водного объекта в контрольных створах. Проведение лабораторных исследований, как правило, так же занимает определенное время.

Зачастую сроки разработки и согласования Проекта НДС составляют 6-9 месяцев, что следует учесть водопользователю.

Стоимость работ

Стоимость разработки и согласования Проекта НДС рассчитывается индивидуально и зависит от наличия исходной документации, количества выпусков сточных вод, и т.д. и, как правило, составляет не менее 80 000 рублей с учетом получения фоновых концентраций.

Срок действия

Срок действия проекта НДС составляет 5 лет при условии неизменности производственного процесса. Предприятие ежегодно обязано осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением нормативов допустимых сбросов с привлечением соответствующей аккредитованной лаборатории.

Ответственность водопользователя

За осуществление сбросов загрязняющих веществ в водные объекты при отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.14 КоАП РФ. За нарушение правил охраны водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Штраф при отсутствии проекта НДС для Водоканала по КоАПу РФ составляет для юридических лиц от 80 000 до 100 000 рублей.
Кроме того, необходимо учесть требования следующих документов:
КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ), глава 8
Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов.

1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.500 до 2.000 рублей; на должностных лиц — от 3.000 до 4.000 рублей; на юридических лиц — от 30.000 до 40.000 рублей.

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования.
1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц — от 1 500 до 2 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 1 500 до 2 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ).

Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 .000 рублей.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ
Статья 250. Загрязнение вод.
1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).

2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов ВСЯ масса загрязняющих веществ учитывается как СВЕРХЛИМИТНАЯ. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.